Шарафисламова Ирина Рашитовна, воспитатель

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы детей дошкольного возраста

Игра «Три цветка»

Дидактическая игра на определение характера музыки.

 

Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная). Игровой материал:  Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная. (Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез­дочки и т. д.) Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки. 1вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы­ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван­ный ребенок говорит его название и имя композитора.  2вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет­ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

 

 

 


Игра: «Игралки-повторялки»

Дидактическая игра на определение ритма музыки.

 

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Игровой материал: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, музыкальный инструмент (например, металлофон). По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

Игра: «Веселые подружки» Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо­ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз­ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка. Ход игры:Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус­ская народная мелодия «Светит месяц». Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са­шенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере­вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч­ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так­же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. Музыкальный репертуар: рус­ская народная мелодия «Светит месяц».


Игра: «Сладкий колпачок»

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.

Цель: развивать музыкальную память ребенка. Игровой материал: Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за­данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи­тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре­бенка. Ход игры:Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач­ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти!  Музы­кальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада­ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Примечание: Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

 

 

Игра: «Цветик-семицветик»

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развивать музыкальную память ребенка.  Игровой материал: Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест­ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае­мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

Ход игры:Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при­носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок но сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак­тера и темна музыки данного произведения, его жанра.

Музыкальный репертуар:

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков­ский).

5. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (II. И. Чай­ковский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


 

 

Игра: «Найди нужный колокольчик»

Дидактическая игра на определение высоты звучания.

 

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.

При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

 

 

 

Игра: «Музыка и движении»  Игра на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров.

Цель: развитие у детей умения узнавать и определять на слух музыкальный жанр произведения, передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Игровой материал: кубик с характерными карточками на которых изображены рисунки : танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.  Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д.  Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение. Примечание: Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

Игра: «Музыкальная загадка»

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать тембровый слух и слуховое внимание.

Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать из, напоминает как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.

Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.

 

 

 

 

 

 

 

Игра: «Принц и Принцесса»

Игра на развитие динамического слуха

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры: Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Музыкальный материал: «Вальс» Г.Свиридова

Игра: «Угадай, на чём играю»

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков.

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает, кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 УсложнениеКогда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 УсложнениеПосле того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

12 ноября 2024 в 14:17

Прикреплённые файлы:

Документ: Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы детей дошкольного возраста

Описание файла:

Файл называется: kartoteka-muzykalno-didakticheskih-igr-st-gr_im67b.doc

Это официальный файл организации «Шарафисламова Ирина Рашитовна, воспитатель», в нём содержится Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы детей дошкольного возраста.

Размер файла: 0,72 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.